Сегодня 30 марта 2020
Прокуратура
Ульяновской области
RSS

Вопросы качественного обеспечения населения питьевой водой на особом контроле прокуратуры

13.06.2007
Вопросы качественного обеспечения населения питьевой водой на особом контроле прокуратуры
Версия для печатиВерсия для печати
Проведенной Прокуратурой Ульяновской области проверкой соблюдения законодательства об охране источников питьевого водоснабжения от загрязнения и законности размещения объектов в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах выявлены и пресечены многочисленные нарушения закона и прав граждан.
В частности, прокуратурой установлены факты осуществления предприятиями добычи подземных пресных вод без разрешения (лицензии).
Так, прокурором Новомалыклинского района направлено в суд заявление о признании незаконной деятельности МУП «Коммунальное хозяйство муниципального образования «Новомалыклинское сельское поселение», которое с 2007 года осуществляло без лицензии деятельность по забору подземных вод. Кроме того, на указанное предприятие наложен штраф в размере 30 тысяч рублей.
Прокурор Старокулаткинского района в связи с аналогичным нарушением закона возбудил дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Хлеб», а также обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий по осуществлению безлицензионного недропользования.
Аналогичные факты забора хозяйствующими субъектами подземных вод вопреки установленному законом порядку выявлены и пресечены также прокурорами Николаевского (МП «Сантеплотехсервис», использовавшее незаконно свыше 20 артезианских скважин, МП «Ремтехсервис»), Вешкаймского (МУП «Чуфаровский коммунальщик», МУП «Ермоловское коммунальное хозяйство»), Новоспасского (ООО «Новоспассагроснаб», ООО «Лагуна М», ООО «Руссавто»), Кузоватовского (МУП «Спешневское ЖКХ», МУП «УК ЖКХ»), Павловского (МУП «Услуги», МУП «Сервис», МУП «Тепловодсервис»), Мелекесского (МУП ЖКХ «Никольское», МУП ЖКХ «Мулловский»), Радищевского (МУП УК ЖКХ») и других районов.
В то же время, при наличии у хозяйствующих субъектов лицензий на добычу вод прокурорами выявлены факты невыполнения предприятиями лицензионных условий (соглашений).
Так, прокурор Ленинского района г.Ульяновска возбудил 2 дела об административных правонарушениях в отношении ФГОУ ВПО «УВА УГА» и начальника санитарно-технической службы учреждения, не обеспечивших сохранность ограждения территории зоны санитарной охраны двух артезианских скважин, что привело к снижению качества питьевой воды, поступающей из этих источников в магистральный водопровод и водонапорную башню. Прокуратурой также направлено в суд заявление о признании незаконными действий вышеназванного юридического лица и внесено представление ректору Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации, в котором потребовано незамедлительно устранить нарушения и наказать виновных.
Нарушения санитарных правил и нормативов зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения выявлены и пресечены также прокурорами Вешкаймского (МУП «Вешкаймские водопроводные сети»), Новоспасского (МУП КоммунСервис»), Карсунского (МУП «Водоканал», ООО «Водрем»), Майнского (МУП «ЖКХ Майнское»), Кузоватовского (МУП «Водосервис Томыловский», МУП «Спешневское ЖКХ», МУП «Еделевское ЖКХ»), Барышского (ООО «Сфера»), Мелекесского (МУП «ЖКХ-21 век») и других районов.
Более того, прокурорами установлены факты сброса загрязняющих веществ в водные объекты с превышением лимитов.
Так, прокурор Ленинского района г.Ульяновска возбудил дело об административном правонарушении в отношении УМУП «Асфальтобетонный завод», которое незаконно сбрасывало сточные воды из ливневой канализации без очистки в реки Волга, Сельдь, Свияга.
Аналогичные факты выявлены и пресечены прокурорами Железнодорожного (цех «Городские очистные сооружения канализации» МУП «Ульяновскводоканал»), Майнского (ООО «ФАТ», МУП «ЖКХ Майнское»), Николаевского (МП «Сантеплотехсервис») и других районов.
Кроме того, установлены случаи самовольного занятия земельных участков прибрежных полос водных объектов.
Так, прокурор Ленинского района г.Ульяновска возбудил дело об административном правонарушении в отношении ИП Лысякова В.А., который без оформления разрешительных документов в прибрежной полосе р.Свияга разместил склад для пиломатериалов. Также, прокуратура предъявила в суд исковое заявление о признании незаконными указанных действий бизнесмена, запрете эксплуатации склада пиломатериалов и обязании снести самовольно построенный объект.
По аналогичному заявлению прокурора Ленинского района признаны незаконными действия ИП Шелудченко С.А., построившего без оформления разрешительных документов лодочную станцию на набережной р.Волга у спуска Ст.Разина - эксплуатация объекта запрещена.
Кроме того, прокурором Ленинского района г.Ульяновска направлено в суд 9 исковых заявлений на сумму более 100000 рублей о взыскании задолженности с лиц, не вносивших плату за загрязнение окружающей среды. Первый из этих исков, предъявленный к ИП Чумак А.Н. на сумму 14800 рублей, уже удовлетворен.
Прокурорами также выявлены факты самоустранения органов местного самоуправления от реализации полномочий в сфере обеспечения населения водой.
Так, прокурорами Цильнинского и Новомалыклинского районов потребовано соблюдение прав жителей региона и наказания виновных от чиновников муниципальных образований (соответственно, \"Новоникулинское сельское поселение\" и \"Среднеякушкинское сельское поселение\"), которые не принимали мер для заключения договоров с предприятиями, обслуживающими водозаборные скважины и колонки, необходимые для обеспечения питьевой водой населения сел Карабаевка и Нижняя Якушка.
При этом прокуратурой установлено, что органы, которые должны по закону осуществлять государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов на территории Ульяновской области, фактически самоустранились от выполнения своих обязанностей.
В частности, Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области не был обеспечен надлежащий контроль за исполнением природоохранного законодательства всеми предприятиями - водопользователями, осуществляющими забор воды и сброс сточных вод в поверхностные водные объекты федерального значения.
Так, несмотря на имевшуюся информацию, должностными лицами ни разу не проверялось УМУП «Асфальтобетонный завод», в деятельности которого прокуратурой Ленинского района в ходе данной проверки выявлены и пресечены многочисленные нарушения.
Более того, должностные лица Управления в ходе проверок уклонялись от выполнения в полном объеме обязанностей по предупреждению и пресечению нарушений в указанной сфере.
Так, согласно закону, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от соответствующей ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, и наоборот.
Однако, в 2007 году Управлением за нарушения водного законодательства к административной ответственности привлечены только 2 предприятия. Аналогичная ситуация имела место и при рассмотрении дел в сфере недропользования.
При этом подобная лояльность допускалась даже при выявлении многочисленных длящихся грубых нарушений закона.
Так, в ходе комплексной проверки ОАО «Ульяновсккурорт» установлено, что хозяйствующим субъектом не соблюдались соглашения об условиях недропользования по 6 лицензиям, допускался выпуск сточных вод в водный объект, расположенный в границах Ундоровской курортной зоны, с превышением разрешенной концентрации загрязняющих веществ по 8 -15 ингредиентам (в том числе: по кобальту и фосфатам в 12 раз, по нефтепродуктам – в 3,7 раза) и др. Однако специалистом-экспертом Управления к административной ответственности был привлечен лишь генеральный директор предприятия, на которого наложен штраф в сумме 3 тысяч рублей.
При проверке соблюдения законодательства при добыче подземных пресных вод МУП «Барышводоканал» специалистом-экспертом Управления было установлено, что предприятием не производилась плата за пользование подземными водами (долг составил свыше 400 тысяч рублей), а на всех источниках водоснабжения отсутствовало ограждение зон санитарной охраны строгого режима.
Однако, должностное лицо ограничилось предписанием со сроком устранения нарушений до 20 декабря 2007 года.

Очевидно, что подобная практика никак не способствовала предупреждению и пресечению правонарушений в указанной сфере.
При этом вопреки установленному законом порядку должностными лицами Управления Росприроднадзора в Территориальное управление Роспотребнадзора по Ульяновской области о выявленных случаях нарушений лицензионных условий в части отсутствия ограждения зон охраны водозаборов, а также фактах сброса загрязняющих веществ в водные объекты с превышением лимитов (что является одной из основных причин неудовлетворительного качества питьевой воды) для принятия к правонарушителям мер не сообщалось.
Также, несмотря на то, что в 2006 году на территории области не отвечали санитарным нормам и правилам из 1194 источников централизованного питьевого водоснабжения почти 10%, до вмешательства в ситуацию органов прокуратуры должностные лица Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области не реализовывали должным образом свои полномочия по осуществлению государственного контроля в данной сфере.
Так, прокурором Новоспасского района возбуждено дело об административном правонарушении в отношении МУП «КоммунСервис», которое не обеспечило ограждение 3-х источников водоснабжения.
Прокурором Радищевского района руководителю территориального отделения Управления в Кузоватовском районе внесено представление с требованием незамедлительного принятия мер по ситуации в р.п.Радищево, где в ряде многоквартирных жилых домов по улицам Свердлова и Кооперативной выгребные ямы для жидких бытовых отходов не откачиваются, вследствие чего отходы стекают в реку Терешка.
В ходе прокурорской проверки установлено, что ООО «Коммунальщик» Базарносызганского района без получения решения о предоставлении водных объектов в пользование сбрасывало в воду канализационные и иные стоки. При этом не осуществлялся учет сточных вод, отсутствовала необходимая контрольно-измерительная аппаратура. Прокурором Базарносызганского района направлено в суд исковое заявление о приостановлении указанной незаконной деятельности, приняты иные меры реагирования.
В то же время, Территориальными отделами Управления проверки водопользователей на территории данных районов не проводились, в связи с чем указанные грубые нарушения закона не пресекались, и правонарушители к административной ответственности не привлекались. Причем, особую опасность представляет такая лояльность в отношении руководителей предприятий и юридических лиц, допускавших нарушения, связанные с несоответствием качества питьевой воды гигиеническим требованиям.
В целом же в ходе данной проверки прокурорами Ульяновской области возбуждено 45 дел об административных правонарушениях, внесено 36 представлений об устранении нарушений закона (в том числе в адреса руководителей региональных Управлений Росприроднадзора и Роспотребнадзора), опротестовано 8 незаконных актов, в суд направлено 22 исковых заявления о запрете (приостановлении) незаконной деятельности.