Сегодня 24 ноября 2017
Прокуратура
Ульяновской области
RSS

Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация

Версия для печатиВерсия для печати

 

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

о результатах анализа эффективности работы правоохранительных органов области по выявлению, пресечению, предупреждению и расследованию преступлений коррупционной направленности, а также обобщения организации прокурорского надзора в указанной сфере в 2015 году

 

В соответствии с п. 9 плана работы прокуратуры области на второе полугодие 2015 года проведен анализ эффективности работы правоохранительных органов области по выявлению, пресечению, предупреждению и расследованию преступлений коррупционной направленности, а также обобщение организации прокурорского надзора в указанной сфере в 2015 году.

Установлено, что за 9 месяцев 2015 года на территории области зарегистрировано 253 преступления коррупционной направленности, что на 10% больше, чем за аналогичный период 2014 года (230). Причем темпы роста коррупционной преступности превышают интенсивность увеличения количества преступлений экономической направленности (+6,8 %) и общей преступности в целом (+2,1 %).

При этом в Приволжском федеральном округе наблюдается тенденция к снижению количества выявленных криминальных деяний указанной категории (-7,4 %), что характерно и для России в целом (-0,1 %). 

Также в текущем году в регионе на 18 % возросло количество поставленных на централизованный учет фактов взяточничества (со 109 до 129) и на 20 % - число зарегистрированных коррупционных преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере либо причинивших крупный ущерб (с 15 до 18).

Активизирована работа по борьбе с организованными формами коррупции. Если за 9 месяцев 2014 года было выявлено 1 коррупционное преступление, совершенное организованной группой, то за такой же период 2015 года – 13 деяний данной категории. 

Между тем, проведенный анализ показал, что в деятельности правоохранительных органов области на рассматриваемом направлении продолжают иметь место недостатки и упущения, не позволяющие оказывать решающего влияния на уровень коррупции в области.

Несмотря на рост в текущем году количества выявленных преступлений коррупционной направленности, число лиц, изобличенных в их совершении, снизилось на 9,2 % (со 141 до 128). При этом из указанного количества коррупционеров доля должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления составила лишь 14,8 % (19 из 128).

За 9 месяцев в регионе не зарегистрировано ни одного такого противоправного деяния, совершенного лицом, занимающим государственную должность Ульяновской области.

Также не пресекались такие наиболее опасные проявления коррупции, как организация должностными лицами преступных сообществ и покровительство им.

Подобная ситуация свидетельствует о том, что правоохранительные органы в борьбе с коррупционными преступлениями идут по пути наименьшего сопротивления, концентрируя усилия на регистрации наиболее легко выявляемых противоправных деяний.

В частности, за 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти наполовину возросло количество поставленных на централизованный учет фактов дачи взяток (с 45 до 65), в то время как число пресеченных случаев получения взяток осталось фактически на прежнем уровне (64 преступления за январь-сентябрь 2015 года против 62 за 3 квартала  2014 года). При этом подавляющее большинство уголовных дел, возбужденных по ст. 291 УК РФ (63), связано с покушениями водителями транспортных средств на дачу взяток инспекторам ДПС, которыми и были пресечены подобные незаконные действия. Таким образом, для выявления подобных коррупционных проявлений проведение оперативных разработок не требовалось.  

В текущем году задокументировано лишь 2 преступления, предусмотренных ст. 290 УК РФ и совершенных в крупном размере.

Причем в анализируемый период количество лиц, изобличенных в получении взяток, осталось незначительным (24). При этом субъектный состав данного вида преступлений является следующим: 5 преподавателей, 3 медицинских работника, 6 сотрудников органов внутренних дел и 1 сотрудник УФСИН, 1 глава муниципального образования, 7 работников государственных учреждений и 1 сотрудник контролирующего органа.

Также следует отметить, что такие преступления выявлялись лишь в областном центре, г. Димитровграде и в 6 муниципальных районах области.

Таким образом, до сих пор действенных мер по активизации оперативно-розыскной деятельности на указанном направлении во всех муниципальных районах региона со стороны руководства УМВД России по области принято не было.

Об изложенном свидетельствует то, что в 5 административно-территориальных образованиях области (Базарносызганский, Вешкаймский, Радищевский, Старокулаткинский и Старомайнский районы) факты взяточничества в текущем году не выявлялись, в 2 муниципальных районах (Радищевском и Старокулаткинском) не зарегистрировано вообще ни одного уголовно наказуемого деяния коррупционной направленности.

Как и прежде, значительное число преступлений коррупционной направленности (45) составляют хищения, совершенные должностными лицами либо лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих организациях (ст.ст. 159, 160 УК РФ). При этом такие уголовно наказуемые деяния, как правило, выявляются не в ходе оперативно-розыскной деятельности, а регистрируются после поступления и рассмотрения в правоохранительных органах заявлений о преступлениях от потерпевшей стороны.

Таким образом, следует отметить, чтопримеры успешной разработки устойчивых коррупционных схем, преступлений, вызвавших большой общественный резонанс, являются единичными. Большинство зарегистрированных преступлений коррупционной направленности нельзя отнести к числу деяний, имеющих повышенную общественную опасность.

Проведенные органами прокуратуры проверки показали, что сложившаяся ситуация является, прежде всего, следствием нарушений закона, допускаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Так, по делам оперативного учета зачастую допускается волокита и несвоевременное проведение оперативно-розыскных мероприятий. При этом изучение таких дел в порядке текущего контроля руководством оперативных подразделений правоохранительных органов производится не во всех случаях, указания даются не всегда и зачастую носят формальный характер. Имеют место факты несвоевременного и некачественного выполнения запланированных мероприятий, что препятствует достижению поставленных перед оперативными службами задач. Указанное свидетельствует о том, что до настоящего времени надлежащий ведомственный контроль не налажен.

Сбор информации в рамках литерных дел фактически не осуществляется.

Неудовлетворительной следует признать работу органов внутренних дел по борьбе с преступлениями, совершаемыми от имени или в интересах юридических лиц, в том числе фактами подкупа иностранных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок.

Указанное свидетельствует о слабых оперативных позициях органов внутренних дел в контролирующих и надзорных ведомствах, сфера деятельности которых является достаточно коррупционноемкой, таких как территориальные управления Роспотребнадзора, ФНС России, ФАС России, МЧС России и т.д.

Наряду с этим, единичными остаются факты выявления коррупционных преступлений, предусмотренных ст.ст. 174.1, 285, 286 УК РФ.

Отсутствуют в текущем году результаты работы органов внутренних дел по борьбе с посредничеством во взяточничестве и легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами в результате коррупционных деяний.        

По-прежнему не уделяется должного внимания вопросам пресечения коррупционных криминальных проявлений в лесопромышленном и жилищно-коммунальном комплексах и в сферах миграционных отношений, незаконного оборота наркотиков, закупок для государственных и муниципальных нужд.

В частности, в сфере лесопромышленного комплекса в текущем году поставлено на учет 1 преступление (Вешкаймский район). При этом данное противоправное деяние, связанное с легализацией преступных доходов, выявлено в рамках расследования уголовного дела, возбужденного в 2014 году.  

В свою очередь, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, как правило, пресекались хищения денежных средств в незначительном объеме.

Так, за истекший период 2015 года правоохранительными органами области возбуждено 7 уголовных дел о преступлениях указанной категории (без учета соединенных). Общий размер ущерба, причиненного коррупционными преступлениями в сфере ЖКХ, в 2015 году составил 2 773 283 руб., добровольно возмещенного – 65 720 руб., что составляет всего 2,3 %.

В области осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд выявлено лишь 2 преступления (Ленинский район).

В сфере миграционных отношений и незаконного оборота наркотиков в текущем году преступления коррупционной направленности не регистрировались.

Недостатки  в деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел выявлялись и при осуществлении работы по установлению имущества, подлежащего конфискации, и по обнаружению имущества, за счет которого может быть возмещен ущерб, причиненный преступлением. Несмотря на то, что соответствующие мероприятия предусматриваются планами проведения оперативно-розыскных мероприятий, допускаются случаи их ненадлежащего неисполнения.

Проведенный анализ показал, что серьезные проблемы и недостатки имеются в деятельности органов предварительного расследования области при рассмотрении сообщений о преступлениях коррупционной направленности и производстве следствия по соответствующим уголовным делам.

За 9 месяцев 2015 года следственными органами области возбуждено 238 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности (АППГ – 229).

При этом продолжает оставаться актуальной проблема вынесения незаконных процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела, что не соотносится с конституционным принципом обеспечения прав граждан на доступ к правосудию в разумный срок. 

Так, из принятых органами предварительного расследования в текущем году 30 решений об отказе в возбуждении уголовного дела 22 (73,3 %) отменены надзирающими прокурорами.

При этом в текущем году допускались случаи, когда такие решения выносились при наличии в материалах проверки сведений о признаках преступления.

В текущем году отмечается снижение результативности работы следственных органов при расследовании соответствующих уголовных дел.

В частности, за 9 месяцев 2015 года для рассмотрения в суд с обвинительными заключениями направлено 121 уголовное дело в отношении 127 лиц (за аналогичный период прошлого года – 137 уголовных дел в отношении 147 лиц).       

Между тем, несмотря на уменьшение нагрузки на следователей, качество предварительного расследования снизилось, на что указывает возросшее число принятых прокурорами решений о возвращении уголовных дел для дополнительного следствия (с 7 до 10, что составило 7,6 % от общего числа направленных прокурорам дел), из которых 4 возвращено в следственные органы МВД, а 6 дел – СУ СК России по области.

К примеру, 26.05.2015 прокурором Сурского района для производства дополнительного расследования возвращено уголовное дело № 151700126 по обвинению Тарвердиева Р.Ч. оглы в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ.

В качестве основания принятого решения прокурором района указано на то, что обвиняемому, недостаточно владеющим русским языком, в ходе предварительного следствия переводчик предоставлен не был.

Решение прокурора района обжаловалось в прокуратуру области, однако ходатайство следственного органа было отклонено. По результатам дополнительного расследования нарушения закона устранены, уголовное дело направлено в суд, которым вынесен обвинительный приговор.

Также решения о возвращении уголовных дел для дополнительного расследования принимались прокурорами Железнодорожного, Ульяновского, Чердаклинского, Майнского, Цильнинского, Карсунского и Вешкаймского районов.

В 7 случаях решения территориальных прокуроров были обжалованы в прокуратуру области. Во всех случаях ходатайства следователей об отмене решений прокуроров были оставлены без удовлетворения. 

Наряду с этим, в текущем году на 50 % увеличилось количество возвращенных судами области уголовных дел анализируемой категории в порядке ст. 237 УПК РФ (с 2 до 4), что наряду с недостатками следствия также свидетельствует о некачественном изучении уголовных дел надзирающими прокурорами.

Так, Ульяновским районным судом 26.05.2015 прокурору Ульяновского района в порядке ст. 237 УПК РФ возвращено уголовное дело № 141900472 по обвинению Чугуновой О.М. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Обвинительное заключение, составленное в отношении Чугуновой О.М. с нарушением п. 3 ч. 1 ст. 220 УПК РФ, ограничивало право последней на защиту, а также исключало возможность постановления на его основе судом приговора или вынесения иного итогового решения, что повлекло за собой необходимость возврата уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

Кроме того, уголовные дела в порядке ст. 237 УПК в текущем году были возвращены прокурорам Ленинского, Заволжского и Карсунского районов.

Следствием ухудшения качества предварительного расследования и надзорной деятельности являются и продолжающие носить распространенный характер случаи незаконного привлечения лиц к уголовной ответственности, повлекшие признание права на реабилитацию.

За анализируемый период судами области вынесены 5 оправдательных приговоров в отношении 5 лиц (за 9 месяцев 2014 года оправдано 2 лица по 1 уголовному делу).

На стадии предварительного следствия решения по делам коррупционной направленности, повлекшие право на реабилитацию, за 9 месяцев 2015 года не принимались (АППГ ‒ 3).

В текущем году по 3 уголовным делам принимались решения об их прекращении по нереабилитирующим основаниям (АППГ – 3).

При этом в двух случаях решения следственного органа надзирающим прокурором были отменены, расследование возобновлено. По одному  уголовному делу с принятым решением надзирающий прокурор согласился.

Следственными органами продолжают допускаться нарушения разумных сроков предварительного следствия.

Так, за 9 месяцев 2015 года 30 уголовных дел направлено в суд с нарушением установленного уголовно-процессуальным законодательством 2-х месячного срока или 24,8 % (АППГ – 36,5 %).

При этом, как правило, в установленный законом срок направляются уголовные дела, не представляющие особой сложности в расследовании.

В частности, в текущем году прокурорами в суд направлено 60 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ.

В июле 2015 года в прокуратуре области в порядке контроля изучено уголовное дело № 153400870, возбужденное 27.05.2015 СЧ СУ УМВД России по г. Ульяновску по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, по факту хищения руководством ЖСК «Самара» с использованием своего служебного положения денежных средств кооператива на сумму свыше 250 тыс. руб.

Изучение материалов следствия показало, что вопреки требованиям               ст. 6.1 УПК РФ производство по уголовному делу должным образом не осуществлялось, допущена неполнота предварительного расследования.

В частности, с начала расследования были проведены допросы лишь 4 лиц, назначена бухгалтерская судебная экспертиза, а также направлены запросы в кредитные учреждения и государственные регистрирующие органы о наличии в собственности бывшего председателя ЖСК «Самара» Сомовой Г.Г. объектов недвижимости, транспортных средств и денежных вкладов. 

Кроме того, в нарушение требований ст.ст. 6 и 115 УПК РФ и положений совместного указания прокуратуры области и территориальных управлений МВД России, СК РФ, ФСКН России, ФСБ России, ФССП России, МЧС РФ от 26.04.2013 № 33/15-Д/154/1/1/1/43-р «О порядке взаимодействия следственных органов и подразделений дознания, прокуратуры Ульяновской области по установлению имущества, полученного в результате совершения преступлений, и имущества, за счет которого может быть обеспечено исполнение приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации в порядке ст. 115 УПК РФ, а также реализации полномочий, предусмотренных положениями ч. 3 ст. 44 УПК РФ» следственным органом не было принято надлежащих мер по установлению местонахождения похищенных денежных средств в целях возмещения причиненного преступлением ущерба, а также по исследованию имущественного положения Сомовой Г.Г., в целях последующего наложения (при необходимости) ареста на имущество указанного лица.

В связи с выявленными нарушениями закона начальнику СУ УМВД России по области было направлено требование, которое рассмотрено и признано обоснованным, расследование по делу активизировано, нарушения закона устранены.

Следственными органами продолжает допускаться необоснованное приостановление предварительного следствия по уголовным делам данной категории.

 В текущем году надзирающими прокурорами отменено 4 таких решения (АППГ – 12).

Так, в сентябре текущего года прокуратурой Ленинского района            г. Ульяновска отменено постановление о приостановлении предварительного следствия по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, по  уголовному делу по обвинению Сафиуллина Р.С. в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ.

Данное решение отменено в связи с тем, что имевшиеся в уголовном деле медицинские документы не могли являться основанием для принятия такого решения, а также в связи с неполнотой проведенного расследования.

В условиях неблагоприятных внешних факторов особую актуальность имеют вопросы защиты экономических интересов Российской Федерации и муниципалитетов.

Вместе с тем, проводимая на данном направлении работа является недостаточно эффективной. 

Так, размер установленного ущерба по уголовным делам, направленным в суд за 9 месяцев 2015 года, составил 179 977 тыс. руб. (АППГ – 75 720 тыс. руб.). В ходе предварительного расследования добровольно возмещен имущественный вред на общую сумму 23 637 тыс. руб. или 13 % (АППГ – 1 829 тыс. руб. или 2,4 %).

Всего размер установленного материального ущерба, в причинении которого предъявлено обвинение по находившимся за 9 месяцев 2015 года в производстве уголовным делам, составил 334 343 тыс. руб.

Суммарная стоимость имущества, на которое в ходе предварительного расследования в текущем году был наложен арест, составила 157 546 тыс. руб.

Таким образом, с учетом арестованного имущества обеспечено возмещение причиненного ущерба в размере 181 183 тыс. руб. (54,2 %).

В этой связи первостепенное значение имеет своевременное принятие следственными органами в тесном взаимодействии с оперативными подразделениями исчерпывающих мер для последующего обеспечения исполнения приговора суда в части возмещения ущерба, возможной конфискации и иных имущественных взысканий, что обеспечивается не во всех случаях. 

В связи с непринятием мер, направленных на возмещение ущерба потерпевшему, за 9 месяцев 2015 года прокурорами в адрес руководителей следственных органов внесено 13 актов реагирования (АППГ – 10). Все указанные акты прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены, по ним приняты меры к устранению выявленных нарушений законодательства.

Требует дальнейшего совершенствования и активизации деятельность УФССП России по области по взысканию штрафов, назначенных в качестве наказания за совершение коррупционных преступлений.

Проведенная на месте проверка показала, что из 113 имевшихся в текущем году в данном ведомстве исполнительных производств рассматриваемой категории на сумму 45 508 тыс. руб. (за аналогичный период 2014 года – 87 производств на сумму 40 037 тыс. руб.) окончено только 26, по которым размер имущественных взысканий составил 2 020 тыс. руб. или 4,4 % (28 и 6 004 тыс. руб. или 14, 9 %, соответственно). При этом в 2015 году в суд направлено только 5 представлений о замене штрафа другим видом наказания.

При этом в остатке находится 87 исполнительных производств рассматриваемой категории, по которым сумма подлежащих взысканию штрафов составляет 41 721 тыс. руб. Из них по 19 исполнительным производствам действия приостановлены, по 7 – предоставлена отсрочка и по 26 – рассрочка уплаты штрафа, по 7 – исполнительные действия отложены на основании судебного акта. По 10 исполнительным производствам должник объявлен в розыск. При этом изучение соответствующих розыскных дел показало, что работниками УФССП России по области не всегда принимаются исчерпывающие меры, направленные на установление местонахождения разыскиваемых лиц.  

По 2 исполнительным производствам до настоящего времени должникам не вручено постановление о возбуждении исполнительного производства.

В текущем году на рассмотрении в судах области находилось 11 представлений о замене штрафа другим видом наказания, из которых рассмотрено 7. При этом судами удовлетворено 3 таких представления, 3 – отклонены в связи с предоставлением должникам рассрочки уплаты штрафов, 1 – оставлено без рассмотрения, поскольку должник не явился в суд. По 3 исполнительным производствам представления отозваны судебными приставами-исполнителями в связи с фактической оплатой штрафов.                 

В работе на данном направлении необходимо учитывать положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2007 № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» (в редакции от 03.12.2013), в соответствии с которыми установление других условий, кроме неуплаты штрафа в срок (например, неоднократное предупреждение осужденного судебными приставами-исполнителями о возможности замены штрафа другим наказанием, отобрание у него объяснений о причинах неуплаты штрафа, представление сведений об имущественном положении осужденного и источниках его доходов), для признания осужденного злостно уклоняющимся от уплаты штрафа не требуется.

Продолжают допускаться случаи искажения статистической отчетности о состоянии преступности, результатах работы органов предварительного следствия и дознания по противодействию коррупции. За 9 месяцев 2015 года прокурорами выявлено 24 факта недостоверного отражения сведений о коррупционной направленности преступлений (за аналогичный период 2014 года – 10), из них 20 - связаны с необоснованным отнесением противоправных деяний к данной категории (2) и 4, наоборот, - с их неотнесением к числу коррупционных (8).

В текущем году количество рассмотренных судами области уголовных дел коррупционной направленности имеет тенденцию к снижению.

Всего за 9 месяцев 2015 года судами области рассмотрено 114 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 118 лиц, что на 9,5 % меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (за 9 месяцев 2014 года рассмотрено 126 уголовных дел в отношении 135 лиц).

С вынесением обвинительного приговора рассмотрено 104 дела в отношении 107 лиц (в АППГ – 121 уголовное дело в отношении 128 лиц).

По результатам рассмотрения уголовных дел, по которым вынесены обвинительные приговоры, осуждено 107 лиц, из них:

за получение взятки (ст.290 УК РФ) – 6 лиц (в АППГ – 21),

за дачу взятки (ст.291 УК РФ) – 59 лиц (44),

за злоупотребление должностными полномочиями – 1 лицо (0), 

за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст.201-204 УК РФ) – 3 лица (7),

за хищения (ст.ст.159-160 УК РФ) – 38 лиц (52).

Из указанных данных следует, что в текущем году наибольшее количество лиц (более половины) осуждено за дачу взятки должностному лицу, как правило, сотрудникам ДПС ГИБДД за несоставление протокола об административном правонарушении в сфере безопасности дорожного движения. При этом, несмотря на общее снижение числа рассмотренных дел коррупционной направленности, количество осужденных за данные преступления по сравнению с прошлым годом увеличилось.

В то же время доля лиц, осужденных в текущем году за получение взятки, является незначительной (5,6%), и существенно снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (16,4%).

За анализируемый период времени уголовные дела (уголовное преследование) по реабилитирующим основаниям, в том числе в связи с полным отказом государственного обвинителя от обвинения, судами не прекращались (в АППГ также не прекращались).

По нереабилитирующим основаниям прекращено 1 дело в отношении 1 лица (в АППГ – 2 дела в отношении 3 лиц).

Так, постановлением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 10.03.2015 прекращено уголовное дело в связи с истечением срока давности уголовного преследования в отношении Никулиной О.Н., обвинявшейся по ч.1 ст.201 УК РФ.

Наиболее частым видом наказания является штраф, который назначен 88 из 107 лиц, или 82% осужденных (в АППГ – 83 из 112 осужденных).

Наказание в виде реального лишения свободы назначено 5 лицам (11), в виде условного лишения свободы условно – 13  лицам (22).

Одному лицу назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности (1).

Дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью назначено 11 лицам (21). 2 лица лишены классного чина (0). Дополнительное наказание в виде штрафа назначено 8 лицам (22).

По результатам рассмотрения уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности судами области принято 63 решения о конфискации имущества, из них 59 – по ч.3 ст.291 УК РФ, 3 – по ч.4 ст.204 УК РФ, 1 – по ч.3 ст.159 УК РФ (в АППГ – 46 решений).

К примеру, по приговору Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 26.05.2015, которым Маничев Ю.Т. осужден по п.«в» ч.4 ст.204 УК РФ, конфискованы денежные средства в размере  1 500 рублей. Данные денежные средства были получены осужденным, являвшимся председателем садового товарищества, за выдачу не соответствующей действительности справки о наличии у обратившегося к нему лица садового участка, и впоследствии изъяты.

За 9 месяцев 2015 года за совершение деяний коррупционной направленности, указанных в п.«а» ч.1 ст.104-1 УК РФ, судами области осуждено 9 лиц (6 – по ст.290 УК РФ, 3 – по ст.204 УК РФ), однако конфискация имущества была применена лишь к 3 из них.

Данное положение дел объясняется тем, что, как правило, передача предмета взятки виновному происходила под контролем сотрудников правоохранительных органов с использованием принадлежащих им денежных средств (по 5 уголовным делам). При вынесении приговоров судами данные средства возвращались правоохранительным органам. По 1 уголовному делу имущество, добытое преступным путем, в ходе расследования установлено не было.

На основании п. «а» ч.1 ст.104 УК РФ конфискация применялась по 3 уголовным делам, в остальных случаях – на основании п. «г» ч.1 ст.104 УК РФ.

По приговору Инзенского районного суда г.Ульяновска от 15.07.2015, которым Шабалкина О.П. осуждена по ч.3 ст.159 УК РФ, конфискованы в доход государства ноутбук и USB-модем, использованные ею для совершения преступления.

За 9 месяцев 2015 года судами области с вынесением обвинительного приговора рассмотрено 104 дела о преступлениях коррупционной направленности, в результате совершения 38 из которых причинён имущественный вред государству, организациям и гражданам на общую сумму 48 173 тыс. рублей.

Возмещен ущерб на досудебной стадии по 25 уголовным делам, из них по 21 – полностью, по 4 – частично, всего на сумму 14 425 тыс. рублей. По 10 уголовным делам судами удовлетворены иски потерпевших на общую сумму 27 812 тыс. рублей. По 2 уголовным делам исковые заявления о возмещении причиненного ущерба предъявлены прокурорами после вступления приговора в законную силу на сумму 119 тыс. рублей (иски удовлетворены). По 4 делам гражданские иски потерпевших на сумму 5 817 тыс. рублей при вынесении приговоров оставлены без рассмотрения с разъяснением им права обращения в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Допускаются просчеты в межведомственном взаимодействии в сфере противодействия коррупции.

К примеру, в текущем году не имелось фактов реализации правоохранительными органами обязанности, установленной пунктом 4.1 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», о сообщении в подразделения кадровых служб сведений о ставших им известными фактах несоблюдения государственным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Также отсутствует практика проведения оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, по запросам, направленным в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции (статья 7 Федерального закона от 12.08.1995                  № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

При проведении проверок исполнения требований Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках,   расположенных  за  пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» органам прокуратуры следует шире практиковать привлечение оперативных служб для установления обстоятельств открытия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами. 

Всего за 9 месяцев 2015 года органами прокуратуры выявлено 2 675 нарушений законов коррупционного характера (за аналогичный период 2014 года – 2 231), которые допускались, в том числе, в сферах землепользования, распоряжения государственной и муниципальной собственностью, закупок и др. При этом в результате прокурорского вмешательства коррупционные проявления пресекались во всех муниципальных районах и городских округах области. 

Между тем, зачастую неправомерные действия должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, носящие коррупционный характер, остаются вне поля зрения оперативных служб, что влечет за собой небольшое количество оперативных разработок, проводимых по указанной тематике.

Таким образом, с учетом задач, поставленных Президентом Российской Федерации, организация деятельности правоохранительных органов области в сфере противодействия коррупции требует значительной корректировки. Высокий уровень распространенности коррупции обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия и координации, повышения результативности работы правоохранительных органов, прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции.

 

Прокуратура Ульяновской области

Прикрепленные файлы:  Иконка электронной таблицы Office Таблица показателей.xls